Дживамукти йога, тема месяца "Если бы я мог, я бы отпустил это" - февраль 2021

«Если бы я мог, я бы отпустил это»

tyaktvā karma-phala-āsaṇgam

nitya-tṛpto nirāśrayaḥ

karmaṇy abhipravṛtto 'pi

naiva kiṁcit karoti saḥ

Те, кто отпустил плоды своих действий, - счастливы, свободны и осознают, что даже когда они совершают действия, действуют не они.

Бхагавад-Гита 4:20 (The Jivamukti Yoga Chant Book стр.18)

Карма (существительное) -  Действие. Эффект. Следствие.

В своей основной форме карма - это универсальный моральный закон причины и следствия: каждое действие имеет последствия. Отсылки к этому можно найти во многих религиях: буддизме, индуизме, джайнизме, сикхизме, христианстве, исламе и иудаизме – в них во всех есть вариации на тему кармы.

Согласно закону кармы, души перевоплощаются в окружающей среде, соответствующей их духовным достижениям. Хорошие люди (даже те, кто свернул с духовного пути) после смерти попадают на небеса тех, кто совершает добрые дела. Они живут там несколько лет, а затем снова рождаются, на этот раз в чистом и процветающем доме. Некоторые из них родятся в духовно продвинутой семье, но такое рождение трудно получить. Когда это происходит, благоприятная среда проявляет их скрытую духовность и быстро ведет к освобождению.

В 1686 году Исаак Ньютон представил три закона движения (механики), третий из которых чем-то похож на карму: каждое действие имеет равную и противоположную реакцию. В случае кармы, реакция не противоположна, а скорее аналогична: Брихадараньяка Упанишад утверждает, что те, кто делает добро, становятся хорошими; те, кто причиняет вред, становятся плохими, а в Бхагавад-гите Кришна дает ужасное предупреждение о последствиях застревания в паутине заблуждения, ведущей к дальнейшему заблуждению.

Упанишады, Бхагавад-гита и Йога-сутры Патанджали рассматривают роль кармы в сочетании с переселением души.

Пока мы проявляемся в мире (и привязаны к нему), все наши действия имеют влияние и последствия.

Вселенная использует последствия этих действий, чтобы диктовать обстоятельства нашей текущей жизни; включая родителей, национальность, пол, физическое состояние и психологию. Это «прарабдха» карма.

Джива (индивидуальная душа) воплощается в существо после того, как она зависит от прошлых действий, участвует в новых действиях, генерирует больше кармы для воплощения в других существах; разрешение и создание кармы происходит непрерывно. Карма, возникающая в этой жизни, называется «агами». Это цикл сансары.

Как только мы осознаем этот цикл, у нас будет два выбора: сосредоточимся ли мы на создании хорошей кармы, обеспечении хороших будущих рождений, или мы должны узнать, как прекратить генерировать карму и начать развязывать узлы?

Когда все желания, которые вспыхивают в сердце
Отвергнуты, смертный становится бессмертным.
Когда все узлы, душащие сердце, развязываются,
смертный становится бессмертным уже здесь, в этой самой жизни.
Брихадараньяка Упанишад 4.4.7.

Если мы решим оставаться привязанными к миру, мы можем сосредоточиться на создании «хорошей» кармы. Как мы узнаем, какие действия создают хорошую карму? Дхарма-сутры (составленные с 600 г. до н.э. и позднее) излагают указания о том, как жить хорошо и создавать положительную карму, приводящую к положительным перерождениям. Другой пример дхармы можно найти у Патанджали. «Ямы» (пада 2: сутра 30) - это форма дхармы. В последующей сутре они описаны как «маха вритам», великий обет, поскольку они выходят за пределы места, класса и времени. Поэтому хорошая карма последует, когда мы будем жить согласно ямам.

Если бы только это было так просто! В Бхагавад Гите Арджуна поднимает важный моральный вопрос: не приведет ли его участие в битве к плохой карме, поскольку это нарушает универсальный моральный закон ненасилия? Кришна отвечает, что главный долг человека - это свадхарма, ваша личная моральная ответственность.

Может показаться, что Кришна одобряет последовавшие за этим военные действия. На самом деле, нет. Невозможно оценивать закон кармы с точки зрения правильного и неправильного, но можно рассмотреть, приближают ли действия нас к ясности ума или удаляют от ясности ума. Болезненный ад, который Кришна описывает как следствие плохой кармы, не преподносится как наказание, это просто факт. Глубоко воодушевляющая вещь в этих учениях заключается в том, что они не диктуют, что мы должны быть хорошими и нравственными существами - это наш собственный выбор, как действовать, и мы должны делать это с верным и определенным знанием того, что мы пожинаем то, что сеем.

Обратите внимание, что карма - это всего лишь семена, и то, как мы живем, будет определять, как и какие семена пустят корни и прорастут. То, как мы живем, и действия, которые мы предпринимаем в настоящее время, влияют на плодоношение кармических семян. Мы не можем сказать «моя карма заставила меня это сделать». Карма - это не способ снять с себя ответственность.

Также трудно понять, какие действия из наших предыдущих воплощений привели к нынешним затруднениям. Я не могу утверждать, что: поскольку я был убийцей в своей прошлой жизни, я беден в этой жизни. Скорее йогин должен признать, что все, что происходит с ним сейчас, является следствием прошлых действий и проявляется так, чтобы они могли разрешить все, что не движет их к космической лаконичности.

Есть только один способ гарантировать, что это наш последний урожай: предлагая все наши действия обратно Вселенной - Божеству. Патанджали говорит, что мы делаем это через практику. Мы можем научить ум перестать следовать старым шаблонам, созданным прошлой кармой, и перефокусировать ум на ясность и непривязанность.

Мы должны научиться действовать совершенно свободными от привязанностей. Не привязываться к действию и не привязываться к последствиям действия.

Клэр Николз, старший преподаватель Дживамукти йоги.