Дживамукти йога тема месяца «Свет знания», Июнь 2019

om. asato mā sad gamaya tamaso mā jyotir gamaya, mṛtyor mā amṛtaṁ gamaya. oṁ śāntiḥ śāntiḥ śāntiḥ.

Веди меня от незнания к знанию, от тьмы к свету, от смерти к бессмертию. Мир, мир, мир.

Бхадараньяка Упанишады

Большинство людей ведут себя так, будто цель жизни состоит в том, чтобы достичь счастья путём чувственного наслаждения. Какое бы желание ни возникало в человеческом уме, он стремится исполнить его. Если это желание не будет выполнено, оно приведет к внутреннему разочарованию и гневу. А если нам удастся получить то, чего мы жаждем, наше эго все равно будет хотеть все большего и большего. Если мы рассмотрим историю человечества, то жадность, война и загрязнение окружающей среды, которые мы видим практически повсеместно, могут быть связаны с основной причиной - желанием.

В наполненном мудростью древнем тексте Бхагавад-гите говорится, что независимо от намерений человека, когда у него появляются желания, он  всегда стремится их исполнить. Независимо от того, что он желает, он будет прилагать усилия к этому, но он может достигать или не достигать желаемой цели. Если мы этого добьемся, это приведет только к жадности, а если что-то помешает этому достижению, это приведет к гневу. Но желанию не будет конца. Требуется определенное мужество, чтобы исследовать свой ум, чтобы понять, чего он действительно хочет. Но, безусловно, действия человека покажут миру, чего он или она жаждут - будь то богатство, признание, слава, секс или что-то еще. Мы надеемся, что все те вещи, в которых мы находим удовлетворение, в конце концов, утолят жажду эго, но этого не происходит. И все мы знаем это из нашего личного опыта, потому что даже когда желание исполняется, все равно остается чувство неудовлетворенности. И это дилемма человечества с незапамятных времен.

Когда человек осознает это, здесь начинается йога. На этом этапе можно сделать сознательный выбор, чтобы вступить на путь Йоги, путь истинной внутренней эволюции, чтобы осознать свою чистую природу как Высшее Сознание (которое является конечной целью всей Йоги). Это процесс Самопознания.

Это трудное путешествие, но не невозможное. Священные Писания (Упанишады, Бхагават-Гита и другие) могут служить руководством, чтобы не потеряться в нашем путешествии к свободе, миру и счастью (что, в сущности, является тем, что мы все ищем). Эти Священные Писания учат нас йогическим методам, с помощью которых мы можем очистить наши внешне обусловленные умы, и это необходимо, потому что истинная природа Атмана постигается только очищенным умом.

Один из Упанишад описывает эту динамику следующим образом: «Человек, который не умиротворен, не может сосредоточиться, не способен получить знание». (Kaṭhopaniṣad 1.2.24) Услышав это, большинство из нас поймет, что тот, кто стремится к йоге, должен приложить усилия, чтобы по-настоящему обрести эти вышеупомянутые внутренние качества. В противном случае, человек может понять учения интеллектуально, но это не приведет непосредственно к его собственному опыту.

В Бхагавад-гите есть также раздел, в котором очень четко говорится о характеристиках чистого ума, которые приведут человека к счастью, свободе и самопознанию. К ним относятся: смирение, отсутствие гордости и лицемерия, ненасилие, терпение, чистота, настойчивость, самообладание, бесстрастие, отсутствие эгоизма, непривязанность, отсутствие крайней идентификации со своим имуществом, непоколебимая преданность Истине (БГ XIII.7-11). Это качества, которые принесут чистоту ума истинному йогу, а противоположность этим качествам приведет только к тому, чтобы стать бхоги. Слова «йога» и «йогин» происходят от санскритского корня «юй», что означает «присоединиться». Это означает, что нужно присоединить все свое существо к внутренней Истине. Слово «бхоги» происходит от санскритского корня «бхуджа», что означает «наслаждаться». Для бхоги главное - это наслаждение объектами чувств.

В древних Пуранах (индийская мифология) силы тьмы и зла часто изображаются как очень сильные и бросающие вызов силам света и добра. Путь Света и Истины узок; в целях достижения чистого, саттвичного ума, йоги не могут делать многих вещей, которые делают другие. Например, быть высокомерными или гордыми, хвастаться, причинять вред другим, быть эгоистичными, воровать, обманывать - и это лишь некоторые из них. Для того чтобы приложить необходимые усилия, нужно осознавать собственный ум и побуждения. Чувствовать себя свободнее, если угодно, но при более глубоком размышлении мы видим, что эта свобода вовсе не является свободой.

Йог разовьёт мумукшутву, сильное желание освобождения, и это желание станет настолько сильным, что на самом деле то, что кажется поначалу невозможным, действительно может быть достигнуто. Только тогда йог начинает тренировать свой ум, который способствует самореализации. Это так, потому что только в саттвичном уме может происходить вивека, различение того, что не является Я и тем, что является истинным Я. В конечном итоге, это может привести к осознанию своей внутренней природы. В противном случае эти возвышенные учения так же полезны, как дневной свет для совы, которая может видеть только ночью. Путь Истины и Света, путь Йоги, это путь, который приведет человека к истинному удовлетворению и счастью, а также внесет вклад в улучшение и благосостояние общества.

Аня Куенель, преподаватель Дживамукти йоги.