Дживамукти йога тема месяца «Частица правды», Февраль 2019

satyam brūyāt priyam brūyāt na brūyāt satyam apriyam priyam anritam na brūyāt esha dharmah sanātanah

«Этот санскритский стих взят из “Ману-Смрити” 4: 138 (памятник индийского права), и в нем кратко описывается суть вечной философии или санатана-дхармы. Это переводится как: ‘Скажи, что правда, скажи, что сладко, но не говори, что правда, но не сладко, и не говори, что сладко, но не правда, в этом состоит мудрость’. Как йоги, мы знаем, что когда мы используем в нашей речи добрые и позитивные слова - мы создаем добрую и позитивную реальность. Жестокие, недобрые и уничижительные слова разрушительны. Слова имеют силу» – Шэрон Гэннон.

В эти страшные времена люди беспокоятся о том, что они живут в пост-правдивом мире. Факты и выдумки переплетены, и вот проверка реальности: даже так называемая Истина, которая, как мы полагаем, как-то абсолютна, основана на доказательствах, подтвержденных другими людьми, или, например, публикация в авторитетной газете может быть далека от полной картины. Многие из нас могут глубоко почувствовать, что, хотя информация проверяется фактами, она все еще не отражает полную реальность. Мы все подвержены интуитивному чувству, которое мы не можем воспринимать всерьез ежедневно, но оно появляется постоянно.

Это по-доброму, правдиво, необходимо?

По словам нейробиологов, наш мозг додумывает и заполняет пробелы, когда мы наблюдаем какое-либо событие. По-видимому, это полезная эволюционная стратегия, чтобы найти короткие пути к пониманию вещей и сохранить умственную энергию. Для сохранения ресурсов мозг использует ленивый подход. Если этот человек звучал так, значит, так оно и было. Мы настолько уверены, что клянемся, что видели этого человека и можем даже назвать его в качестве свидетеля. Представьте себе последствия, если мы не правы. Мы превратились в когнитивных скряг - термин «когнитивный скряга» был впервые введен Сьюзан Фиске и Шелли Тейлор в 1984 г.

Наш тезис в том, что даже факты и воспоминания о нашем собственном непосредственном опыте, вероятно, будут ошибочными и на самом деле являются лишь одной из многих версий настоящей истины. Мы знаем о нескольких экспериментах, когда при определенных обстоятельствах доброжелательные, умные, правдивые и рациональные люди выдвигают самые некорректные наблюдения, основанные на том, что они слышали или в чем они были так уверены. Этот предмет был изучен учеными, философами и поведенческими экономистами. Понятия предвзятости, неявной предвзятости и других факторов, которым мы подвержены, весьма интересны. Посмотрите один из ваших любимых фильмов во второй раз и обратите внимание, как много вы пропустили в первый раз!

Все мы потратили годы и много усилий, чтобы нарисовать хорошо продуманную картину себя, которая может быть не совсем правдивой или необходимой. Мы думаем, что все в это верят, потому что мы так усердно работаем над этим. «Ничего себе, мы вкладываем много сил, это должно быть правдой!» Что ж, наши добрые и сострадательные друзья не хотят ранить наши чувства, поэтому они могут согласиться с этим. Анализ основ этого заблуждения является важной частью стремления к самопознанию. Сколько раз вы слышали, как люди говорят: «Просто будь собой, своим подлинным истинным я»?

Так что же такое настоящая истина? Что-то подобное существует? Некоторые говорят, что существует много типов истины, разумно описанных экспертами - субъективная истина, объективная истина, истина, основанная на теории относительности, моя правда, ваша правда и так далее. В мире существует множество вариаций и углов истины. Так в чем мы можем быть уверены, учитывая такую неопределенность вокруг фактов, вымысла и восприятия?

У древних йогов есть такое объяснение:

Трикала Абадхьям Ити Сатьям

Это значит: «Истина - это то, на что не влияют три фазы времени: прошедшее настоящее будущее». Сатьям – это Истина. Это то, что не затронуто и не обеспокоено временем и пространством. Прошлое, настоящее и будущее обозначают линейное течение времени. Неизменный  элемент того, кем мы являемся, это и есть единственная Истина. Остальное – это шум. Мы помещаем наши мысли, восприятия и наши ограниченные наблюдения в призму «пространство-время» - они важны, они дают нам ощущение того, кто мы, когда и где мы находимся. И все же это имеет ограниченную ценность в великой схеме - поскольку мы стремимся к освобождению и стремимся понять истинное «я». Изучите, как меняется большинство вещей в жизни, они постоянно меняются. Времена года, люди вокруг нас, наше восприятие, наши симпатии и антипатии, наши предпочтения и то, что мы желаем - все это меняется. Вещи, которые волновали нас в наши молодые годы, уже не дают того же эффекта. Что случилось? Вещи меняются вокруг нас, наши чувства и желания меняются. Тем не менее, есть нечто, на что мы можем указать - наше настоящее Я, которое не изменилось. Наше сознание на уровне сознания оставалось неизменным, когда мы впервые обрели познание и память, возможно, когда нам было два или три года. Именно это чувство никогда по-настоящему не меняется. Это, вероятно, ближе всего к абсолютной истине в рамках тела ума. Это ощущение самих себя приносит многим людям чувство мира и спокойствия.

Говорят, что мы создаем нашу собственную реальность. Мы неверно воспринимаем себя из-за Авидьи – незнания о нашем настоящем я. Также было сказано, что наша сущностная природа и сущностная истина - это сат-чид-ананда. Шьямдас, известный практикующий и учитель бхакти, любил заявлять: «Мы - Истина, Сознание и, в основном, Блаженство!». Его подход состоял в том, чтобы подчеркнуть радость жизни и увидеть Бога повсюду и во всем. Не отрицая ничего, но видя все правдиво и полностью. Это божественный опыт.

Хари Мулукутла, преподаватель Дживамукти йоги