Дживамукти йога тема месяца: "Вернуться к истокам". Октябрь 2017

«Концентрация на Божественном создает легкость и уверенность в себе».

Йога-сутры Патанджали (PYS I.36)

Йога-сутры чрезвычайно компактны. Каждая сутра, использующая силу санскрита, определяется точно с помощью нескольких ёмких слов и часто передает глубокий смысл, требующий объемного комментария.

В вышеприведенной сутре говорится о состоянии viśokā, состоянии без горести и грусти, которое достигается концентрацией на Божественном.

Viśokā можно понимать как состояние, в котором ум не фокусируется на повседневных, мгновенно изменяющихся ситуациях, которые часто вызывают беспокойство, сожаление и многие другие неприятные эмоции. Сосредоточение внимания на неизменном, вездесущем, Божественном состоянии дает удивительно хорошие результаты. Человек, занимающийся духовными практиками, честолюбивый йог, желает глубокое чувство покоя, удовлетворенности, легкости бытия и уверенности в том, что у нас есть что-то более глубокое и сильное, к чему мы можем обратиться. Это состояние легкости способствует духовному росту и получению знаний.

Для йога важно сосредоточиться на правильных вещах, на правильной сути вещей, потому что со временем он будет развивать это видение. Практика йоги учит нас внимательно относиться к тому, на чем мы фокусируемся, также как и к выбору тех, с кем мы общаемся. Учителя часто говорят о важности сатсанга, что означает сохранение хорошей компании, общение с гуру с целью услышать истину, говорить о ней и усвоить ее.

Божественные вещи редко бывают сложными. Такие вещи как сострадание, эмпатия, наше дыхание, понимание красоты заката или дерева, отбрасывающего тень, - это простые вещи, которые часто считаются само собой разумеющимися. Природа полна вещей, которые мы можем оценить, и все это способствует получению божественного опыта.

Однако человеческий ум способен все усложнять. Получая правильный стимул, можно научить свой ум концентрироваться на простых вещах. В практике йоги этот стимул – понимание смысла настоящего момента, момента «здесь и сейчас». Некоторые асаны кажутся очень сложными, главным образом потому, что мы думаем о них таким образом. Когда мы разбиваем их на основные элементы или простую последовательность, мы часто поражаемся нашему прогрессу.

В Дживамукти йоге асана определяется как «место» или «связь с Землей». Божественное возникает, когда мы реализуем свою истинную связь с Землей. Через регулярную практику мы приходим к выводу, что это не только физическая связь, но и наши отношения с природой, животными и другими людьми. Все наше существование состоит из отношений, поэтому стоит спросить, являются ли эти отношения Божественными. Можем ли мы сосредоточиться на божественности во всем, что нас окружает? Это легче сказать, чем сделать. Очень легко придираться к другим и видеть в них ошибки. Мы хотим, чтобы они соответствовали нашим идеалам! Если бы этот человек был таким, или сделал это, тогда я был бы счастлив.

Шэрон Гэннон объясняет в своей книге «Йога и вегетарианство», что желание стать счастливым именно таким образом – это жадность. Патанджали рекомендует йогам, ищущим просветления, стараться жить простой жизнью, основанной на умеренности, а не на чрезмерном потреблении и стремлении к удовольствиям. Шэрон цитирует очень простую, но мощную цитату Махатмы Ганди: «Живи просто, чтобы другие могли просто жить». Практика йоги полна возможностей вернуться к основам. Выбирая сосредоточить свои усилия на том, что просто, мы можем осветить то, что глубоко.

Эйприл Дечагас